Каждая проверка по ПОД/ФТ ГИПН заканчивается штрафом: миф или реальность?

assay_officeНа про­тя­же­нии по­след­них не­сколь­ких лет сре­ди ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей юве­ли­р­но­го сек­то­ра упор­но хо­дят слу­хи о том, что про­вер­ки ин­с­пе­к­ци­я­ми про­би­р­но­го на­д­зо­ра ис­пол­не­ния норм ан­тио­т­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства обя­за­тель­но за­кан­чи­ва­ют­ся вы­яв­ле­ни­ем все­воз­мо­ж­ных на­ру­ше­ний и на­ло­же­ни­ем мно­го­ты­сяч­ных штра­фов. У не­ко­то­рых юве­ли­ров да­же уко­ре­ни­лось мне­ние о бес­по­лез­но­сти со­б­лю­де­ния норм ан­тио­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства, та­кие ли­ца все­рьез по­ла­гаю, что «ин­с­пе­к­тор ГИПН все рав­но най­дет на­ру­ше­ния и со­ста­вит про­то­кол».

Се­год­ня мы хо­те­ли бы разо­брать­ся в этой си­ту­а­ции и узнать о при­чи­нах та­ких слу­хов, для че­го про­а­на­ли­зи­ру­ем ито­ги про­ве­рок ис­пол­не­ния норм по ПОД/ФТ юве­ли­р­ным сек­то­ром со­труд­ни­ка­ми ГИПН.

При­чи­ны слу­хов

Ав­тор на­сто­я­щей ста­тьи впе­р­вые ока­зал кон­суль­та­цию по ПОД/ФТ ор­га­ни­за­ции юве­ли­р­но­го сек­то­ра в да­ле­ком 2005 го­ду. То­г­да о 115 ФЗ ма­ло кто что-то знал, но да­же в те го­ды от­дель­ные субъ­ек­ты юве­ли­р­но­го де­ла оза­да­чи­ва­лись со­б­лю­де­ни­ем норм ан­тио­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства.

про­то­кол».

По на­шим на­б­лю­де­ни­ям при­мер­но вплоть до 2013 го­да про­вер­ки юве­ли­р­ной от­рас­ли со сто­ро­ны ГИПН но­си­ли весь­ма ред­кий и фор­маль­ный ха­ра­к­тер. Так, один из ин­с­пе­к­то­ров ре­ги­о­наль­ной ГИПН в то вре­мя как то по­де­ли­л­ся с на­ми ста­ти­сти­кой о том, что за год он про­ве­рил все­го пять юве­ли­р­ных ко­м­па­ний. След­стви­ем та­ко­го по­ло­же­ния дел бы­ло в це­лом фор­маль­ное ис­пол­не­ние от­рас­лью норм ан­тио­т­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Мно­гие юве­ли­ры оза­да­чи­ва­лись лишь толь­ко раз­ра­бо­т­кой и со­гла­со­ва­ни­ем ша­б­лон­ных пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля и ино­г­да про­хо­ж­де­ни­ем обу­че­ния по ПОД/ФТ, на этом зна­ко­м­ство с фин­мо­ни­то­рин­гом у мно­гих ор­га­ни­за­ций за­кан­чи­ва­лось.

О та­ких обя­за­н­но­стях, как сда­ча в Рос­фин­мо­ни­то­ринг раз­ли­ч­ных от­че­тов, обу­че­ние по ПОД/ФТ це­ло­го ря­да со­труд­ни­ков, об­но­в­ле­нии пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, про­ве­де­нии иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов и т.д. юве­ли­ры, мо­жет, и слы­ша­ли, но ис­пол­нять их не то­ро­пи­лись.

Бе­з­усло­в­но, та­кое от­но­ше­ние сек­то­ра к ис­пол­не­нию норм ан­тио­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства не мо­г­ло остать­ся без вни­ма­ния со сто­ро­ны на­д­зо­ра, и при­мер­но с 2013 го­да си­ту­а­ция в от­рас­ли рез­ко ста­ла ме­нять­ся, ко­г­да ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли ста­ли ак­тив­нее под­вер­гать­ся про­вер­кам со сто­ро­ны ГИПН, при­чем не толь­ко по фор­маль­но­му на­ли­чию ка­ких-то внут­рен­них до­ку­мен­тов, но и по бо­лее глу­бо­ким во­про­сам, та­ким как, на­при­мер, сда­ча от­чет­но­сти в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, пол­но­та и кор­рек­т­ность про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов.

Не­у­ди­ви­тель­но, что пе­р­вые ла­сточ­ки, под­вер­г­ну­тые об­ши­р­ным и ко­м­плекс­ным про­вер­кам со сто­ро­ны ГИПН, по­лу­ча­ли мно­го­ты­сяч­ные штра­фы за не­ис­пол­не­ние ПОД/ФТ. Не­ред­ко про­ве­рен­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми бы­ли ор­га­ни­за­ции с боль­ши­ми кон­тр­а­ген­т­ски­ми свя­зя­ми в от­рас­ли, по­это­му в от­рас­ли тут же по­ш­ла рас­про­стра­нять­ся ин­фор­ма­ция о пе­чаль­ным опы­том про­хо­ж­де­ния про­ве­рок.

Ав­тор на­сто­я­щей ста­тьи ли­ч­но был сви­де­те­лем си­ту­а­ций, ко­г­да юве­ли­ры на пол­ном се­рье­зе не по­ни­ма­ли за что их оштра­фо­ва­ли, эмо­ци­о­наль­но счи­тая аб­сур­д­ным тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства «вы­яв­лять тер­ро­ри­стов», по­ла­гая что этой ра­бо­той дол­ж­ны за­ни­мать­ся пра­во­о­хра­ни­тель­ные ор­га­ны, но ни­как не они. Од­на­ко, на­по­м­ним чи­та­те­лям, что за­ко­но­да­тель­ство в сфе­ре фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га ста­вит сво­ей за­да­чей не толь­ко вы­яв­ле­ние опе­ра­ций лиц, при­част­ных к тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му (по­след­ние, кста­ти, ни­че­го об­ще­го с тер­ро­риз­мом за­ча­стую не име­ют), но и вы­яв­ле­ние все­воз­мо­ж­ных схем и ка­на­лов ле­га­ли­за­ции пре­сту­п­ных до­хо­дов, в ко­то­рые ино­г­да и во­в­ле­ка­ют­ся юве­ли­ры да­же без их на то ве­до­ма.

2013-2015 гг. ста­ли од­ни­ми из са­мых сло­ж­ных для юве­ли­ров в пла­не на­д­зо­ра: по на­шим на­б­лю­де­ни­ям боль­шин­ство из про­ве­рен­ных ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей дей­стви­тель­но при­в­ле­ка­лось к ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти по при­чи­не не­ис­пол­не­ния ими норм Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ. Имен­но в это вре­мя и по­шли слу­хи о том, что не­воз­мо­ж­но прой­ти про­вер­ку ГИПН без штра­фа. Хо­тя, да­же то­г­да мы бы­ли зна­ко­мы с ор­га­ни­за­ци­я­ми, у ко­то­рых в ра­бо­те был пол­ный по­ря­док, и они успе­ш­но про­хо­ди­ли про­вер­ки на­д­зо­ра.

В фев­ра­ле 2016 го­да вы­шло юби­лей­ное Ин­фор­ма­ци­он­ное пись­мо Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №50, це­ли­ком по­свя­щен­ное юве­ли­р­ной от­рас­ли, в ко­то­ром ве­до­м­ством бы­ли да­ны от­ве­ты на на­и­бо­лее спор­ные и ти­по­вые во­про­сы. Кто дол­жен от­чи­ты­вать­ся по до­го­во­ру ко­мис­сии? Как от­чи­ты­вать­ся по до­го­во­ру по­став­ки? Ну­ж­но ли сда­вать от­че­ты по до­го­во­ру под­ря­да? И мно­гие дру­гие. Хо­те­лось бы от­ме­тить, что пись­мо ни­ко­им об­ра­зом не из­ме­ни­ло нор­мы за­ко­на, как мо­г­ли по­с­чи­тать не­ко­то­рые. Оно про­сто кон­ста­ти­ро­ва­ло дав­но из­ве­ст­ные фа­к­ты по при­ме­не­нию юве­ли­ра­ми норм Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ. Это до­ку­мент по­чти мгно­вен­но разо­шел­ся по огро­м­но­му чис­лу юве­ли­ров, ко­то­рые к то­му мо­мен­ту уже бы­ли на­слы­ша­ны о по­след­стви­ях не­ис­пол­не­ния норм ПОД/ФТ и ко­то­рые все­рьез взя­лись ис­пол­нять его по­ло­же­ния в сво­ей ра­бо­те.

Как раз, на­чи­ная с это­го мо­мен­та, мы мо­жем от­ме­тить но­вый ка­че­ствен­ный подъ­ем ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей юве­ли­р­ной от­рас­ли в во­про­сах при­ме­не­ния ан­тио­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Сре­ди юве­ли­ров все ре­же ста­ли по­па­дать­ся те, кто не слы­шал о сво­их обя­за­н­но­стях по ПОД/ФТ и ни­че­го не де­ла­ет в этом на­прав­ле­нии. Как итог – ко­ли­че­ство про­ве­рок по ПОД/ФТ «не в поль­зу юве­ли­ров» объ­ек­тив­но со­кра­ти­лось.

Од­на­ко, в от­рас­ли до сих пор оста­лись па­ни­ке­ры, все­рьез счи­та­ю­щи­ми за­да­чей ГИПН толь­ко лишь то­таль­ные сбо­ры штра­фов с бед­ных юве­ли­ров. Да­бы не быть го­ло­с­ло­в­ны­ми мы ре­ши­ли со­брать ста­ти­сти­ку про­ве­рок юве­ли­р­но­го сек­то­ра и по­де­лить­ся ее с на­ши­ми чи­та­те­ля­ми.

Ста­ти­сти­ка про­ве­рок: ка­ж­дая вто­рой юве­лир ра­бо­та­ет без на­ру­ше­ний

По ин­фор­ма­ции пресс-слу­ж­бы ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии» в 2017 го­ду ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии» про­ве­де­но 933 ме­ро­при­я­тия по кон­тро­лю за ис­пол­не­ни­ем юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

По ре­зуль­та­там ме­ро­при­я­тий по кон­тро­лю бы­ло при­в­ле­че­но к ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, пре­ду­смо­т­рен­ные ста­тьей 15.27 Ко­дек­са Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, 476 ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­ля и юри­ди­че­ских ли­ца и их дол­ж­но­ст­ные ли­ца, об­щая су­м­ма ад­ми­ни­стра­тив­ных штра­фов со­ста­ви­ла 11,415 млн. руб.

Та­ким об­ра­зом, ле­г­ко уви­деть, что в 2017 го­ду к ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти бы­ло при­в­ле­че­но толь­ко 51% про­ве­рен­ных юве­ли­ров. При весь­ма вы­со­ком и ка­че­ствен­ном уро­в­не про­ве­рок, про­во­ди­мых ФКУ «Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии», эти дан­ные ука­зы­ва­ют на то, что ка­ж­дый вто­рой про­ве­рен­ный юве­лир не до­пус­кал в сво­ей де­я­тель­но­сти на­ру­ше­ний за­ко­но­да­тель­ства по ПОД/ФТ. Нам пред­став­ля­ет­ся, что ес­ли бы за­да­чей ве­до­м­ства сто­я­ло бы на­ка­за­ние юве­ли­ров этот по­ка­за­тель был бы ку­да пе­чаль­нее. Для срав­не­ния ста­ти­сти­ка про­ве­рок Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом под­о­пе­ч­ных ему агентств не­дви­жи­мо­сти, ли­зин­го­вых и фа­к­то­рин­го­вых ко­м­па­ний, опе­ра­то­ров по при­е­му пла­те­жей в 2016 го­ду бы­ла ку­да ху­же для про­ве­рен­ных – там на­ру­ше­ния бы­ли уста­но­в­ле­ны в 94,15% слу­ча­ях про­ве­рок. Хо­тя и Рос­фин­мо­ни­то­ринг объ­ек­тив­но не ста­вит сво­ей за­да­чей най­ти на­ру­ше­ния и на­ка­зать, про­сто здесь си­ту­а­ция по от­дель­ным сек­то­рам де­я­тель­но­сти на­по­ми­на­ет си­ту­а­цию с от­но­ше­ни­ем юве­ли­ров к ПОД/ФТ, ко­то­рая скла­ды­ва­лась до 2013 го­да, о чем бы­ло на­пи­са­но на­ми вы­ше.

Ес­ли об­щую су­м­му ад­ми­ни­стра­тив­ных штра­фов за 2017 год, ко­то­рая со­ста­ви­ла 11,415 млн. руб., рас­пре­де­лить ме­ж­ду все­ми 476 при­в­ле­чен­ны­ми к от­вет­ствен­но­сти в 2017 г. юве­ли­ра­ми, ока­жет­ся что сред­ний штраф со­став­лял толь­ко 23,98 тыс. руб­лей(при ми­ни­маль­ном уста­но­в­лен­ном ст. 15.27 КоАП раз­ме­ре штра­фа на ор­га­ни­за­цию и пред­при­ни­ма­те­ля в раз­ме­ре 50 тыс. руб­лей). Та­кое низ­кое усред­нен­ное зна­че­ние штра­фа ста­ло воз­мо­ж­ным бла­го­да­ря то­му, что зна­чи­тель­ное чис­ло юве­ли­ров бы­ло при­в­ле­че­но к от­вет­ствен­но­сти в ви­де на­з­на­че­ния им пре­ду­пре­ж­де­ния без на­ло­же­ния ре­аль­но­го де­не­ж­но­го на­ка­за­ния, что уже ни­как не укла­ды­ва­ет­ся в миф о то­таль­ных по­бо­рах юве­ли­ров как од­ной из це­лей де­я­тель­но­сти ГИПН.

Д­ля ана­ли­за ста­ти­сти­ки по про­вер­кам юве­ли­ров в сфе­ре ПОД/ФТ при­ве­дем еще та­кие ин­те­рес­ные дан­ные.В Рос­сии дей­ству­ет 18 ин­с­пе­к­ций про­би­р­но­го на­д­зо­ра. В сред­нем, в 2017 го­ду на од­ну ин­с­пе­к­цию про­би­р­но­го на­д­зо­ра при­ш­лось все­го по 52 про­вер­ки. А в сред­нем в ме­сяц од­на ГИПН про­ве­ря­ла все­го 4-5 ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­ля.

На на­ча­ло 2017 го­да в Рос­сии по дан­ным спе­ци­аль­но­го уче­та осу­ще­ств­ля­ло де­я­тель­ность по­ряд­ка 27 000 ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ля юве­ли­р­но­го сек­то­ра, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся нор­мы 115-ФЗ. Из это­го ко­ли­че­ства юве­ли­ров про­вер­кам по ПОД/ФТ бы­ло под­вер­г­ну­то лишь 3,5% лиц.

Как не по­пасть под про­вер­ку?

Не­смо­т­ря на то, что ста­ти­сти­ка про­ве­рок юве­ли­ров со сто­ро­ны ГИПН де­мон­стри­ру­ет весь­ма оп­ти­ми­сти­ч­ные для ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей дан­ные, ка­ж­дый юве­лир мо­жет ока­зать­ся в чис­ле про­ве­рен­ных лиц и ис­пы­тать на се­бе все про­ве­роч­ные ме­ро­при­я­тия.

Что­бы ми­ни­ми­зи­ро­вать риск ини­ци­и­ро­ва­ния про­ве­рок не­об­хо­ди­мо разо­брать­ся в ос­но­в­ных при­чи­нах про­ве­рок.

Сре­ди та­ких при­чин вы­де­лим сле­ду­ю­щие:

- ин­фор­ма­ция, по­лу­чен­ная ГИПН от Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о не­сда­че со­об­ще­ний в ве­до­м­ство, на­ру­ше­ние сро­ков пре­до­став­ле­ния от­че­тов, воз­мо­ж­ное не­кор­рек­т­ное за­пол­не­ние от­чет­но­сти.

- не­у­ча­стие юве­ли­ров в сер­ви­сах доб­ро­воль­но­го со­труд­ни­че­ства с Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом че­рез ли­ч­ные ка­би­не­ты на пор­та­ле ве­до­м­ства;

- не­ис­поль­зо­ва­ние ли­ч­но­го ка­би­не­та на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га для ра­бо­ты с пе­реч­нем лиц, име­ю­щих при­част­ность к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му;

- ин­фор­ма­ция кон­троль­ных за­ку­пок у юве­ли­ров ор­га­на­ми МВД, вы­явив­ши­ми фа­к­ты не­про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов,

- иные.

03-2-10-18

Та­ким об­ра­зом, по­ла­га­ем, что ак­тив­но рас­про­стра­ня­е­мые слу­хи о том, что ка­ж­дая про­вер­ка ГИПН обя­за­тель­но за­кан­чи­ва­ет­ся штра­фом, о том, что ис­пол­нять нор­мы по ПОД/ФТ бес­смыс­лен­но – яв­ля­ют­ся все­го лишь ми­фом и не бо­лее то­го.

Бе­з­усло­в­но, в от­рас­ли есть не­раз­ре­шен­ные про­б­ле­мы ис­пол­не­ния норм ан­тио­т­мы­воч­но­го за­ко­но­да­тель­ства, та­кие, как на­при­мер, обя­за­тель­ная иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­тов при по­ку­п­ках свы­ше уста­но­в­лен­ных 115 за­ко­ном по­ро­го­вых зна­че­ний, обес­це­нив­ше­е­ся за го­ды су­ще­ство­ва­ния по­ро­го­вое зна­че­ние в раз­ме­ре 600 тыс. руб­лей для сда­чи от­че­та по обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, при­во­дя­щее все к бо­лее част­но­му на­прав­ле­нию све­де­ний в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, и дру­гие.

Но в це­лом, как по­ка­зы­ва­ет ста­ти­сти­ка и пра­к­ти­ка про­ве­рок, нет ни­че­го не­воз­мо­ж­но­го. Те из юве­ли­ров, кто пол­но и кор­рек­т­но со­б­лю­да­ют за­кон, мо­гут быть уве­рен­ны в том, что про­вер­ку по ПОД/ФТ они прой­дут бла­го­по­луч­но, точ­но так же, как и их за­ко­но­по­слу­ш­ные кол­ле­ги.

 

Па­вел Смыс­лов

Ссылка на источник